В
течение каждого учебного года провожу
диагностику на определение уровня учебной мотивации по опросникам Марковой А.К. «Я и школьные
знания». Как правило, в начале года мотивация не достаточно высока, но
благодаря активным формам деятельности на уроках и во внеурочное время уровень
мотивации повышается. Число заинтересованных в предмете от общего числа
обучающихся в первой четверти составило
64 %, в начале второй четверти это число увеличилось до 72 %, а к концу года
возросло до 89%.
Проверка
знаний и умений учащихся - это необходимая и неотъемлемая часть
учебно-воспитательного процесса, оказывающая существенное влияние на повышение
эффективности и качества обучения.
Проверка
результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения.
Она
может проводиться на всех этапах урока. Главная цель - выявить уровень усвоения
знаний, умений учащихся, т. е. уровень их учебных достижений, предусмотренный
стандартом и программой.
В
своей работе я использую все виды контроля: текущий, периодический и
тематический, итоговый контроль.
На
своих уроках применяю разные типы и формы контроля: устные, письменные,
практические, индивидуальные, фронтальные, групповые, нетрадиционные,
дифференцированные, с применением ИКТ.
Письменный
контроль имеет свои преимущества перед устным опросом, т.к. отличается большей
объективностью, охватом нужного числа проверяемых, экономией времени.
Эффективен для подготовки учащихся к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.
Для
развития интереса к предмету использую творческие задания: составление
кроссворда по теме; выполнение рисунка; эссе; литературный перевод стихотворений;
создание презентации, проекта.
Тестирование
– одна из актуальных методик педагогической диагностики.
Из
всех существующих на сегодняшний день методик диагностирования самой
перспективной считаю тестирование, потому что они:
- относительно краткосрочны, т.е.
не требуют больших затрат времени; однозначны, т.е. не допускают произвольного
толкования тестового задания; правильны, т.е. исключают возможность
формулирования многозначных ответов; относительно кратки, требуют сжатых
ответов;
- информационных, т.е. обеспечивают возможность соотнесения
количественной оценки за выполнение теста с порядковой или интервальной шкалой
измерений;
- удобны, т.е. пригодны для быстрой математической обработки
результатов;
- стандартны, т.е. пригодны для широкого практического использования
– измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых,
овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.
При
выставлении оценок придерживаюсь следующих, общепринятых соотношений:
50-70%
- «3»;
71-85%
- «4»;
86-100%
- «5»
Использование
различных средств педагогической диагностики позволяет мне проконтролировать
свою объективность в выставлении оценок, скорректировать свою педагогическую
деятельность, наметить план дальнейших действий. Инструментарий для диагностики
сформированности ключевых компетенций: методика «Незаконченные предложения», методика П. И. Третьякова «Мониторинг
определения качества и уровня сформированности ключевых компетенций», тест В.
Ф. Ряховского «Коэффициент общительности», методика А.А. Леонтьева «Оценка
стиля коммуникативной деятельности»; рефлексивные технологии формируют умение
личности регулировать свою учебно-познавательную деятельность, которое лежит в основе
самообразования личности, кроме того развивают способности ученика к самомотивации
учебной деятельности, к ее саморегуляции и самооценке. Использую такие
технологии: «Синквейн», «Закончи предложение», «Пятиминутное эссе».